Главная Поделки Модные аксессуары Откуда взялось макраме
Загрузка...


Откуда взялось макраме

Поделки своими руками - Делаем модные аксессуары своими руками

   Макраме — искусство узелкового плетения — известно человеку с незапамятных времен.

   Завязывание узлов является одним из самых древних изобретений человечества. Историки предполагают, что первобытный человек научился завязывать узлы и плести сети для ловли рыбы, мелких животных и птиц несколько раньше, чем впервые сумел добыть огонь. И можно наверняка утверждать, что прочие достижения первобытной цивилизации — орудия для охоты и землепашества — появились гораздо позднее. Быт и само существование человека в тот период зачастую зависели от его умения сделать из лиан или сухожилий животных веревку, сплести из нее ловчую сеть, добыть пищу и накормить племя. Потому умение завязывать прочные и практичные узлы ценилось высоко и, как достояние родовой общины, ревностно охранялось от посягательств чужаков.

   Первые завязанные человеком узлы были очень простыми и примитивными. Однако с ростом бытовых потребностей они постоянно видоизменялись и совершенствовались. Позднее на основе примитивных узлов и возникло узелковое плетение. С помощью узелков-символов люди могли передавать и сохранять информацию. Так появилось узелковое письмо — самый древний из известных нам видов письменности.

   Многие приметы и суеверия люди связывали с плетением узлов. Жрецы, шаманы, знахари использовали определенные узлы и плетеные узоры в культовых церемониях. Древние верили в магическую силу узлов, и потому во многих странах в те или иные времена возникали запреты на их плетение и ношение. В Древней Руси этот вид рукоделия также некоторое время был запретным и приравнивался к колдовству. Вязать узлы — «наузить» — означало «ворожить, колдовать, знахарить» (В. И. Даль). В более поздний период ношение узлов-амулетов на Руси осуждалось уже христианской церковью как языческий обряд. Табу на узлы существовало в Лапландии и Ост-Индии. В Древнем Риме, среди множества других ограничений, сенаторам было запрещено иметь хотя бы один узел на одежде.

   К счастью, подобные запреты не были повсеместны, и негативное отношение к узлам, столь необходимым в быту, не могло сохраняться длительное время. Некоторые народы, наоборот, верили в целительную силу узлов при лечении переломов, грыж и так далее.
Некоторые узлы считались амулетами-оберегами, например, узел Геркулеса. На античных греческих вазах часто встречаются изображения Геркулеса, облаченного в львиную шкуру. Передние лапы льва завязаны на груди Геркулеса узлом, который и назвали его именем. Этот же узел запечатлен на египетских фресках, с его помощью скреплены концы одежд на плечах изображенных персонажей и завязаны стебли лотосов в золотых нагрудных украшениях египетских фараонов.

   Древнегреческие воины завязывали геркулесов узел на бечевке и носили его на шее, как талисман, прибавляющий силы во время битвы. Этим же узлом они перевязывали раны для их более быстрого заживления. Моряки завязывали геркулесов узел на верхушке мачты, чтобы уберечь свой корабль от бурь и опасностей.

   Существовали и узлы-«головоломки». Например, в Древней Греции во время народных празднеств одним из развлечений было завязывание и развязывание сложного «турецкого» узла. Возможно, «турецкий» узел и есть тот легендарный гордиев узел, умение распутать который, согласно древнему пророчеству, сулило власть над Азией.

   Истоки создания изделий в технике узелкового плетения прослеживаются примерно с IX века до нашей эры. Родоначальниками плетения макраме историки считают моряков, которые в свободное время плели цепочки, кулоны и прочие занятные вещицы.

   Необходимо отметить, что с появлением и развитием мореплавания человек был вынужден изобретать все новые узлы, необходимые для крепления судовых снастей. Появившиеся более 5000 лет назад парусные суда нуждались в прочных веревках и практичных узлах. В морском деле, в период расцвета парусного флота, существовало и использовалось около 500 узлов и, кроме того, множество необходимых плетений. Во время долгих путешествий — ведь плавание парусников нередко длилось годами — моряки от скуки занимались рукоделием. Из отслуживших свой век пеньковых веревок и тросов они плели замысловатые узлы и орнаменты. А по возвращении на берег дарили близким эти удивительные сувениры. Так таинство завязывания узелков распространилось по всем континентам, постоянно обогащаясь и совершенствуясь.

   С течением времени женщины переняли это морское рукоделие и превратили его в искусство создания изящных и красивых вещей из простой и грубой веревки.

   В ХII-ХIV веках в Западной Европе возникла мода на тончайшие узелковые кружева, которые использовали для украшения одежды. Особенной популярностью макраме пользовалось в Испании и Италии. В Мадриде, в кафедральном соборе сохранились рисунки узлов макраме той эпохи. Этим плетением отделывали пояса, шапочки, сумочки, а также шторы, скатерти, ширмы и прочие уникальные и изящные предметы украшения интерьера. Эти удивительные шедевры прикладного искусства выполнялись уже не из грубых веревок, а из достаточно тонкой хлопчатобумажной или шерстяной пряжи, шелковых или даже золотых нитей. Образцы старинного плетения сохранились на живописных полотнах той эпохи. Например, в картине Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов» (1476-1477 гг.) шапочка одного из персонажей выполнена узелковым плетением.

   Узелковыми кружевами, сплетенными из золотых нитей, украшали ритуальные одеяния высшего духовенства и одежду членов королевских фамилий. Владение тончайшим и достаточно трудоемким искусством плетения узелкового кружева ценилось очень высоко, так как владели им очень немногие мастера.

   Поэтому в итальянском городе Турине по инициативе и под руководством Валентины Кавандоли была открыта первая школа, в которой пяти-шестилетних детей обучали таинствам плетения узелков. Именно Кавандоли ввела новый прием плетения с использованием репсового узла из нитей двух цветов, что позволило создавать полотно с орнаментальным узором. Этот прием, названный в ее честь, рукодельницы часто практикуют и в настоящее время.

   В XIV веке искусство плетения распространилось в Индии и Китае.

   Примерно в XVII веке макраме становится известным и популярным в Северной Европе и в Англии, а также и на американском континенте. Техникой плетения узелков по-прежнему владели немногие, а потому изделия макраме стоили очень дорого. Мастера создавали удивительные шедевры: шторы, покрывала, даже чехлы для музыкальных инструментов.

   Мода на изделия, выполненные в технике узелкового кружева, приходила и отступала. Искусство плетения забывалось, вытесняясь новыми модными увлечениями — вязанием, шитьем, вышивкой, бисероплетением. Временами оно возрождалось под другим именем: квадратное плетение, узелковая бахрома, мексиканское кружево, шнурок Макнамары. Новая волна возрождения узелкового плетения началась в XIX веке, и тогда же утвердилось новое название этого рукоделия — макраме. «Макрама» в переводе с турецкого означает «салфетка или шарф с бахромой», «миграмах» — по-арабски — шарф, украшенный плетеным кружевом, или бахрома. Представленные во многих музеях мира образцы плетений чаще всего относятся именно к этому периоду и представляют собой разнообразные вариации репсового узла (цепочки, ромбы, уголки и т. д.).

   Следующий виток популярности макраме начался в 20-е годы XX века. Плетеные изделия — салфетки, абажуры, ширмы — вновь вошли в моду и стали использоваться как украшение интерьера. Позднее о макраме опять забыли. Но ненадолго. Новая волна популярности макраме началась в 70-е годы в Прибалтике, откуда мода на плетеные предметы интерьера распространилась по всей стране. В эти годы весьма популярными стали плетеные панно, шторы, цветочные кашпо, абажуры, гамаки, кресла-качалки и другие довольно объемные и трудоемкие изделия. Чаще всего они изготавливались из пеньковой или сезалевой веревки в технике, сочетающей узелковые узоры с элементами ткачества.

   В настоящее время несколько угасший интерес к плетению в технике узелкового кружева пробудился вновь, на новом витке развития культуры, дизайнерского искусства и поисков новых оригинальных технологий.

   Искусство макраме состоит в превращении будничных и порой невыразительных материалов — бумажного шпагата, бельевой веревки, невзрачных на первый взгляд нитей — в удивительные украшения или оригинальные предметы интерьера, поражающие своеобразием фактуры и формы.